Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы российское государство активизировало усилия по преодолению (смягчению) одного из главных дефицитов национальной экономики — дефицита доступного и комфортного жилья для граждан России. Отсутствие для большинства домохозяйств возможности купить жилье воспринимается в современных обществах как серьезная социально-экономическая и демографическая проблема. Следствием неразвитости рынка жилья являются барьеры к эффективному распределению ресурсов, как материальных, так и трудовых, их недостаточная мобильность, низкая скорость перераспределения в наиболее перспективные секторы экономики, локализация (замкнутость) экономического пространства и появление эффектов депрессивных районов, «ловушек бедности», рост социальной напряженности. Снижение доступности жилья для работающего населения в целом воспринимается как национальная угроза утраты конкурентных позиций в глобальной экономике, роста социальной напряженности внутри страны. Проблема доступного жилья и поиски путей ее решения характерны для большого количества как развитых, так и развивающихся экономик. Основным инструментом реализации социальной жилищной политики явля¬ются жилищные программы, нацеленные на предоставление нуждающимся гражданам помощи в улучшении жилищных условий.
На современном этапе реформирования жилищной сферы в России основная задача государственной жилищной политики – разработка механизмов повышения доступности жилья для различных категорий населения. Упреждающее формирование комфортных жилищных условий в северных регионах России на фоне обостряющейся конкуренции между регионами за квалифицированные рабочие кадры и интеллектуальный потенциал, наряду с другими социальными факторами, имеет решающее значение для их развития. В то же время адаптация организационных и экономических механизмов управления развитием жилищной сферы в северных регионах России к специфике новых экономических условий в высокоширотной части страны проходит замедленными темпами.
Действующие методы управления жилищной сферой не способствуют привлечению трудящихся в районы Севера и формированию постоянного контингента северян. Многие северные регионы утратили свою привлекательность для жизни и трудовой деятельности именно из-за отсутствия благоприятных жилищных условий. Здесь существенно понизился уровень и качество жизни людей, более интенсивным стал процесс старения населения, сокращается доля молодежи в нем, продолжается отток квалифицированных кадров. В управлении жилищной сферой Севера используются унифицированные для страны в целом показатели и индикаторы жилищного и коммунального обустройства городов и поселков, хотя северные условия обуславливают необходимость использования особых индикаторов развития жилищной сферы. По-прежнему игнорируется тот факт, что в высокоширотной части РФ социально-экономические функции жилья имеют существенно иное содержание.
Сохранение этих тенденций в развитии северных регионов будет вызывать возрастающие негативные последствия для национальной экономики, безопасности, геополитических, геоэкономических и других интересов РФ, особенно в долгосрочной перспективе. В этом контексте проблемы управления развитием жилищной сферы в Ненецком автономном округе (НАО) приобретают особое значение, что и обусловливает актуальность темы дипломной работы.
В целом региональные проблемы управления жилищной сферой в России проанализированы в многочисленных трудах учёных и специалистов. Среди авторов, внесших существенный вклад в изучение регионального аспекта в управлении жилищной сферой можно выделить: С.А. Короля, К.К. Карташова, А.И. Ледкашова, Е.В. Орешкович, А.И. Семченкову. Вместе с тем, в работах указанных авторов мало внимания уделено вопросам управления развитием жилищной сферы в северных регионах.
Цель дипломной работы – исследовать деятельность органов государственной и муниципальной власти в осуществлении государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" в Ненецком автономном округе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить особенности современной государственной жилищной политики;
2) раскрыть процесс реализации жилищной реформы на территории Ненецкого автономного округа;
3) выявить проблемы управления жилищной сферой в НАО;
4) выработать методы совершенствования механизмов реализации жилищного законодательства на территории НАО.
Объектом дипломного исследования является жилищная сфера в Ненецком автономном округе.
Предметом исследования выступает деятельность государственных и муниципальных органов по обеспечению процесса управления развитием жилищной сферы в Ненецком автономном округе.
Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке и обосновании методических подходов к развитию жилищной политики региона, адаптированных к особенностям и условиям конкретного региона на примере Ненецкого автономного округа.
Теоретической и методологической основой дипломной работы являются базовые положения теории экономики, государственного управления, регулирования рыночной экономики, регионального воспроизводства и др.
В ходе исследования применялись методы прогнозирования, экспертный, нормативный, экстраполяционный, ретроспективный, системного анализа. Работа опирается на положения нормативных документов Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, текущие нормативно-правовые акты Ненецкого автономного округа.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Современное состояние жилищной и жилищно-коммунальной политики в Российской Федерации
В настоящее время государством осуществляется реализация государственных программ через государственные корпорации. Процесс финансовой поддержи адресной государственной программы следующий: из Государственного бюджета средства поступают на счета государственных корпораций, осуществляющих реализацию различных государственных программ, далее средства поступают к субъекту Российской Федерации и затем непосредственно муниципальному образованию, где реализуется конкретная государственная программа.
Рассмотрим механизм финансовой поддержки при реализации региональных адресных программ развития ЖКХ.
21 июля 2007 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Закон установил правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки. С 2013 года средства Фонда направляются также на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. Фонд ЖКХ призван стимулировать формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрение ресурсосберегающих технологий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Быстревский С.В. Ипотека как один из способов обеспечения исполнения кредитных обязательств. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 2.
2. Ветхий и аварийный жилищный фонд // Сайт Федеральной службы государственной статистики. www.gks.ru/free_doc/new_site/population/jil-f/jkh42.htm.
3. Гусева Л.Л. Направления жилищной политики и стратегия государства в становлении и развитии системы ипотечного жилищного кредитования. 2009. С. 56.
4. Демография // Сайт Федеральной службы государственной стати- стики. www.gks.ru/bgd/free/b11_00/IssWWW.exe/Stg/dk12/8-0. htm.
5. Жилищные условия населения // Сайт Федеральной службы госу- дарственной статистики. www.gks.ru/bgd/regl/b11_04/IssWWW. exe/Stg/d09/2-jil.htm.
6. Завалько Н. А. ЖКХ: пути и способы реализации государственной политики // Вестник АКСОР. 2015. № 2. С. 79-81.
7. Завалько Н. А. Прогнозы развития экономики России // Материалы международной научнопрактической конференции. 2015 Издательство: Центральный экономико-математический институт РАН. С. 204-205.
8. Инфраструктурный комплекс России в зеркале мировой экономики // Капитал страны. www.kapital-rus.ru/articles/article/96.
9. Клевцов В.В. Формирование регионального рынка ипотечного жилищного строительства (на примере Тверской области). Дис. … канд. эконом. наук. М., 2006. С. 27.
10. Кошман Н.П., Глинский К.К., Пономарев Н.Н. Состояние жилищной сферы в Российской Федерации. Новый подход к формированию жилищной политики. www.nchkz.ru/lib/50/50385/index.htm.
11. Макаренко М.П. Ипотека как фактор повышения совокупного спроса. Дис. … канд. эконом. наук. СПб., 2009.
12. Медведев Д.А. Разговор с Дмитрием Медведевым. Ответы на вопросы главного редактора информационной службы НТВ Татьяны Митковой. www.kremlin.ru/transcripts/3790.
13. О жилищном строительстве в 2011 году // Сайт Федеральной службы государственной статистики. www.gks.ru/bgd/free/b04_03/ IssWWW.exe/Stg/d03/21.htm.
14. О жилищном строительстве в 2011 году // Сайт Федеральной службы государственной статистики. www.gks.ru/bgd/free/b04_03/ IssWWW.exe/Stg/d03/21.htm.
15. Павлова М.Э. Факторы, влияющие на рынок жилья // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 11 (49).
16. Программа по стимулированию предоставления кредитов (займов) на цели строительства и приобретения жилья // Сайт Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. www.ahml.ru/ru/participants/Proekt_stimul_kredit.
17. Постановление администрации Тверской области от 01.09.2008 № 279-па «Об утверждении долгосрочной целевой программы Тверской области «Ипотечное жилищное кредитование в Тверской области на 2009-2013 годы» // Тверская жизнь. 2009. № 18-19.
18. Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2004. № 109. С. 3.
19. Путин В.В. Выступление Президента Российской Федерации // Не- движимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2005. № 2. www.dpr.ru/journal/journal_23_5.htm.
20. Росляк Ю. В. Экспертно-аналитическая и контрольная деятельность в области средств межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и расходования средств на жилищно-коммунальное хозяйство и региональные инвестиции // Вестник АКСОР. 2014. № 4. С. 87-95.
21. Роньшин А.А. Акцессорность российской ипотеки и потребности практики // Юрист. 2010. № 7.
22. Российский статистический ежегодник 2011 // Сайт Федеральной службы государственной статистики. www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/news/14f2bf004995c30eb898fd3a2df c23c6.
23. Стенина Н.П. Залог как способ обеспечения финансирования застройщика при строительстве жилых и нежилых зданий // Современное право. 2008. № 8. С. 3.
24. Черкасов П.С., Ложко В.В. Жилищно-строительная политика - ключевой элемент системы формирования, развития и воспроизводства человеческого капитала региона // Проблемы современной экономики. 2013. № 1 (45).
25. Ужегов А.Н. Квартира в кредит: ипотечная сделка. СПб., Питер, 2001. С. 25.
26. Юдакова О.В. Развитие регионального рынка объектов жилищного строительства // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 2 (112).
27. Южелевский В.К. Какая ипотека нужна России. Тверь, 2004. С. 24.
28. Яковлев В.А. Национальный проект «Доступное, комфортное жилье — гражданам России» и Федеральная целевая программа «Жилище» // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2005. № 5. www.dpr.ru/journal/journal_25_15.htm.